Гаджетомания у детей

Написать статью «ребенок и гаджеты», меня подтолкнула недавняя ситуация в метро. Рядом со мной сидела молодая женщина с двумя детьми. Что меня поразило, у обоих детей в руках были гаджеты – то ли смартфоны, то ли игровые приставки. Что тут такого, спросите вы, сейчас у всех детей планшеты, приставки, смартфоны и Бог знает что еще. В общем-то, действительно, ничего такого в этом не было, кроме одного: старшему мальчику было от силы три годика. Младшему – не более полутора лет. Я была не уверена, умеет ли он уже говорить. Краем глаза наблюдая за ними, заметила, как малыш, играя в «гонки», пальчиком нажал на выход в интернет-магазин. Не нажимая более никуда, он протянул игрушку матери, та, не поднимая голову от своего планшета, вернула «гонки» обратно, и ребенок упоенно предался игре.

ребенок и гаджеты
ребенок и гаджеты

Наверное, я слишком долго и слишком откровенно таращилась на эту семью гаджетоманов после увиденной мною сцены. В голове крутились мысли. Когда мы стали настолько беспечны, что спокойно передали своих детей на воспитание электронным устройствам? Вы думаете, это не так? А что же это тогда? «Доешь кашу – поиграешь в планшет. Уберешь игрушки – поиграешь в планшет. Уснешь без капризов – утром поиграешь в планшет». Не кажется ли вам, что у ребенка с самых ранних лет таким образом возникает культ планшета?

Интернет усиленно способствует развитию «гаджетомании» у детей. «Сфотографируйте свое чадо с гаджетом, и попадете на страницы популярного паблика!» — зазывают сообщества в социальных сетях новых и новых посетителей. Сфотографировали. Прислали. Фото выложили. Сидите за ноутбуком, умиляетесь, «лайкаете» своего карапуза с папиным смартфоном во рту, рассылаете всем друзьям, делаете «репосты»… А потом еще заводите страничку на каком-нибудь фото ресурсе, куда каждый день (а то и по нескольку раз в день, а то и каждый час) выкладываете фото своего малыша в разных ракурсах. «Тут мы кушаем, тут мы спим, тут мы какаем, тут мы играем с планшетом, да-да, нам всего годик, а уже – свой планшет, папа подарил!»

Что видит ребенок, проснувшись утром? Маму со смартфоном. Что он видит, засыпая? Ту же картину. А кто для малышей самый-самый главный пример? Правильно, мама. Поэтому нет ничего удивительного в том, что чуть ли не с первых мгновений жизни ребенок начинает тянуться к различным электронным устройствам.

a6ba737e899142bb7ea43bfbac3ec694
ребенок и гаджеты

Представляю хор недоуменных голосов: «А что тут такого? 21 век, век электронных технологий, да наши дети быстрее водить научатся, чем ходить; и отправлять сообщения быстрее, чем начнут разговаривать!»

Вот это и печально. Мозг ребенка должен развиваться, простите за ненаучный язык, постепенно и равномерно. Что необходимо ребенку в младшем возрасте? Овладеть образным мышлением. Овладеть речевыми навыками. Развивать моторику. Научно доказано, что частое использование ребенком планшета или схожего электронного устройства тормозит как речевое, так и социальное развитие. Дети, часто и подолгу играющие с электронными устройствами, начинают говорить позже своих сверстников. Вдумайтесь. Если ребенку интереснее играть в игры на планшете, чем со сверстниками, это однозначно серьезный «звоночек», на который следует обратить внимание.

гаджетомания у детей

В дошкольном возрасте ребенку необходимо усвоить навыки социализации, и развить логические и аналитические способности. Многие опять воскликнут, что планшет как никто другой учит ребенка логике и аналитике. Хорошо. Представьте, что вы не умеете завязывать шнурки. Вас подводят к компьютеру и говорят: «Вот вам тренажер, нажимаете на эту кнопочку, потом – на эту, следуете подсказкам, и шнурки завяжутся». Вы нажимаете на кнопочки, в совершенстве осваиваете «тренажер», и тут вам приносят настоящий ботинок. С развязанными шнурками. Сможете их сходу завязать?  То-то и оно. Да, ребенок моментально научится, с какой стороны включается планшет. Как найти папку с игрой. Как в игру играть. Как другую игру скачивать. Но это – чисто механические навыки, и не следует об этом забывать. В жизни ребенка будут окружать люди, а не электронные устройства. И очень важно, чтобы с самого раннего возраста с окружающим миром ребенка знакомили именно родители, а не гаджеты.

Большое внимание следует уделять также развитию мелкой моторики. Для того чтобы научиться писать, одеваться, выполнять различные координированные движения, ребенку эти навыки жизненно необходимы. Помимо этого, развитие мелкой моторики способствует развитию внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной памяти и, конечно же, речи. Поэтому такие детские развлечения как лепка, рисование, игры с конструктором никогда не могут быть заменены игрой на планшете.

Разумеется, во всем следует знать меру, и в нашем современном мире электроники глупо отказываться от всех окружающих нас гаджетов. Но, тем не менее, подумайте сами, если Ваш ребенок в совершенстве играет на планшете в Angry Birds, но не умеет держать в руке ложку и завязывать шнурки – может, пришло время задуматься? Подробнее о способах борьбы с детской интернет зависимостью- здесь.

Ольга Малевич.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *